Первая попытка ФНС ввести аннулирование деклараций в июле 2018 г. не удалась, и в 2020 г. были приняты поправки в НК РФ – именно они и вступили в силу 1 июля 2021 г.
(п. 4.1 ст. 80 НК РФ, № 374-ФЗ от 23.11.2020).
До этого момента отказы налоговиков в приеме деклараций регулировались внутренним Регламентом
(п. 19 Приложения 1 к приказу ФНС № ММВ-7-19/343@ от 08.07.2019).
Теперь же перечень опасных признаков заметно сократился:
• дисквалификация лица, подписавшего декларацию;
• дата записи о смерти физлица в реестре ЗАГС предшествует дате подписи им декларации;
• запись в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений о руководителе;
• исключение налогоплательщика из ЕГРЮЛ;
• несоответствие показателей контрольным соотношениям.
Выявление хотя бы одного из этих фактов влечет прекращение камеральной проверки, о чем обязательно сообщают налогоплательщику. Уведомление об отказе в приеме декларации инспекция должна направить в течение 5 рабочих дней со дня выявления недостатка.
Из-за постоянных технических сбоев в базе данных ФНС нет уверенности в том, что поступление декларации в установленный срок позволит налогоплательщикам своевременно устранить недостатки и избежать штрафов. Фактически камеральные проверки начинаются гораздо позже момента поступления данных в систему ФНС.
Поскольку сроки аннуляции ничем не ограничены, то она может произойти практически в любое время до истечения сроков камеральной проверки.
Коснется ли это деклараций, представленных до 01.07.2021? В законе о принятии поправок есть оговорка о том, что аннулирование применяется только к поданным после этой даты декларациям и расчетам.
Однако в судебной практике уже есть обратное мнение, касающееся подачи уточненных деклараций неуполномоченными лицами (Постановление АС Северо-Западного округа № Ф07-5554/2021 от 13.07.2021 по делу № А56-14368/2020). Инспекция не должна принимать такие уточненки и не должна вносить их данные во внутренние системы учета.
Если это уже случилось, то внесенные данные следует аннулировать, как впрочем и сами декларации, подписанные неуполномоченными лицами. Дополнительно судьи сослались на вступление в силу с 01.07.2021 порядка аннулирования (п. 4.1 ст. 80НК РФ) и сделали вывод о том, что подобное должно осуществляться налоговым органом и в отношении ранее поданных уточненок.
Что делать, если обнаружены «разрывы»
Когда АСК НДС-2 не находит соответствующей записи у кого-то из ваших контрагентов, она обозначает это расхождение как «разрыв». Обычно такие ошибки устраняются представлением пояснений (п. 3 ст. 88 НК РФ), иногда приходится уточнять декларацию.
Но большинство контрагентов, получивших уведомления об аннуляции, подадут новую декларацию (в основном, с теми же данными) и «разрыв» исчезнет сам собой. И ничего другого, кроме формального пояснения в ответ на «разрывы», здесь не потребуется: вычет произведен на основании полученного счета-фактуры, сделка реальна, контрагент действительный и благонадежный, операции подтверждены надлежащим образом и т.д. Для полной уверенности целесообразно систематически проводить сверки взаиморасчетов с контрагентами.
Блокировка счетов из-за аннулирования
В ответ на требование по «разрывам» необходимо отправить квитанцию о его приеме, чтобы уложиться в 6 рабочих дней. Не получив квитанцию, инспекция вправе заблокировать средства на банковских счетах компании (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).
В дополнение к этому с 01.07.2021 г. налоговики могут сами уведомить о предстоящей блокировке, причем сделать это они должны не позднее, чем за 14 рабочих дней до принятия соответствующего решения (ст. 76 НК РФ с поправками Федерального закона № 368-ФЗ от 09.11.2020). Однако в законе это лишь право налоговых органов, а не обязанность.
При этом увеличен срок, по истечении которого может быть заблокирован счет. Если до 01.07.2021 блокировка была возможной уже на 11-ый рабочий день по истечении срока сдачи отчетности, то теперь это допустимо только с 21-го рабочего дня.
Чтобы снять блокировку в этом случае придется подать отчетность снова, устранив несоответствия, ставшие причиной аннуляции. И еще до окончания следующего рабочего дня после даты представления отчетности, инспекция обязана отменить блокировку (пп. 1 п. 3.1, п. 3.2 ст. 76 НК РФ).