Сроки уплаты налогов устанавливаются в законодательстве очень строго, за несвоевременную оплату взимаются пени (п. 1 ст. 75 НК РФ). Правила расчета пени в 2017 году претерпели изменения в виде увеличения процентной ставки для налоговых задолженностей, непогашенных в течение 30 дней.
Но этим дело не ограничилось, последние поправки в эти правила были внесены в ноябре 2018 года и начали действовать в последние рабочие дни прошлого года — с 27 декабря (Федеральный закон № 424-ФЗ от 27.11.2018 г.).
Сумма недоимки — это предел
По новой редакции п. 3 ст. 75 НК РФ размер начисленных по налоговой недоимке пени не может превышать сумму самой этой недоимки. Таким образом, пени должны прекращать начисляться в тот момент, когда их размер сравняется с размером непогашенной задолженности.
Это правило может быть применено не к любым недоимкам по налогам и страховым взносам, а лишь к тем, которые возникли после даты принятия закона, которым утверждена новая редакция.
Дело в том, что действие правовых норм о налогах и сборах, устраняющих обязанности налогоплательщиков, снижающих налоговые ставки или тарифы либо иным образом улучшающих их положение, могут иметь обратную силу только в том случае, если в соответствующих законодательных актах это прямо предусмотрено (ч. 4 ст. 5 НК РФ).
В Федеральном законе 424-ФЗ такой оговорки не содержится, и даже поясняется, что применять новые правила в этой части следует только к новым налоговым задолженностям (т.е. образовавшимся после 27.12.2018 г.).
День погашения увеличивает срок
Если ранее день погашения задолженности рассматривали как дату исполнения своего обязательства должником, и при расчете пени его не учитывали (п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ № 57 от 30.07.2013 г., Письма Минфина России № 03-02-07/2/39318 от 05.07.2016 и ФНС России № ЗН-3-22/7995@ от 06.12.2017), то с 27 декабря все изменилось. По всем новым недоимкам (т. е. образовавшимся после указанной даты) день погашения долга будет считаться еще одним днем, за который следует начислять пени (п. 7 ст. 75 НК РФ).
Что же касается погашения «старых» задолженностей, то здесь все осталось по-прежнему, к таким налоговым долгам будет применяться старая редакция ст. 75 НК РФ, по которой день оплаты не входил в расчет срока неоплаты.
Ответственность — не только пени
Кроме начисления пени налоговые органы вправе использовать и другие методы для принуждения налогоплательщика к пополнению бюджета. Например, ст. 45 НК РФ позволяет принудительно взыскать задолженность со счетов налогоплательщика или за счет принадлежащего ему имущества (с физических лиц — только в судебном порядке).
А по ст. 76 и 77 НК РФ могут быть приостановлены операции по всем счетам организации и наложен арест на ее имущество. Тогда до погашения задолженности налогоплательщик вообще не сможет вести свою обычную хозяйственную деятельность — например, оплачивать товары и услуги, а также и продавать их.
Случается (хотя и довольно редко), что недоимка по налоговым платежам образовалась и пени на нее начисляются, а никаких мер к должнику-налогоплательщику не применено. Причины тому самые разные – неточное указание реквизитов в платежном поручении или ошибки при зачислении на лицевой счет организации, но результат всегда один – неожиданно для организации всплывают налоговые недоимки и пени на них, взыскание которых производится в судебном порядке.
Взыскание с опозданием – недопустимо
Однако процедура принудительного взыскания строго прописана в НК РФ и не должна нарушаться, на подачу заявления в суд налоговым органам дано 6 месяцев с даты, указанной в требовании в качестве срока исполнения – т .е. уплаты недоимки (п. 3 ст. 46 НК РФ).
При выявлении такого обстоятельства суды отказывают во взыскании налоговых задолженностей, полагая, что налоговый орган по истечении указанного срока утрачивает право на их взыскание (Постановления Арбитражных судов Уральского округа № Ф09-8163/15от 30.10.2015 по делу № А60-10774/2015, Поволжского округа № Ф06-24633/2017 от 15.09.2017 по делу № А06-7071/2016).
При этом судьи обращают внимание на то, были ли предприняты налоговым органом надлежащие меры по взысканию налога (требования на уплату недоимки, приостановление операций и т.п.), имеются ли уважительные причины для продления срока.
В отношении уважительных причин Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пояснил, что таковыми не могут являться необходимость согласования с вышестоящим органом вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления (Постановление № Ф08-6822/2017 от 22.09.2017 по делу № А32-1860/2017).