Суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций налогом на прибыль не облагаются. Такая льгота установлена подпунктом 3 пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ.
Некоммерческая организация, чтобы применять льготу должна быть бюджетополучателем, и как таковая указана в бюджетной росписи. А поступления из бюджета должны соответствовать определениям бюджетных ассигнований и субсидий, указанных в статьях 69 и 78.1 Бюджетного кодекса РФ.
Для НКО типична ситуация, когда они получают деньги не на прямую из бюджета, а от выше стоящего органа. Например, от Департамента образования. В этом случае необходимо внимательно читать договор.
Если между НКО и Департаментом заключен договор возмездного оказания услуг, стороны которого именуются «заказчик» и «исполнитель» (либо «сторона 1» и «сторона 2», но по сути условия возмедности соблюдаются), то поступления по такому договору являются доходами от реализации. И облагаются не только налогом на прибыль, но и НДС. Даже в том случае, если в платежном поручении на получение средств есть запись – «НДС не облагается». Конечно, налог платить не нужно будет, если НКО получило освобождение от уплаты этого НДС.
В бухучете такие поступления отражают по кредиту счета 90 «Выручка».
Данная ситуация не прослеживается из присланного для анализа договора. И, казалось бы тогда, НКО отражать в доходах субсидию не нужно.
Данные поступления являются ассигнованиями, субвенциями или субсидиями. В этом случае полученные средства не учитываются при расчете налога на прибыль, как целевые поступления. Они отражаются на счете 86 и указываются в форме № 6 «Отчет о целевом использовании полученных средств», по строке 250 «Прочие».
НДС такие поступления тоже не облагаются. Главное, чтобы бухгалтер НКО по ошибке не выставил счета-фактуры. Ведь получение субсидий или субвенций реализацией не является.
Однако вся проблема в том, что НКО не указана в бюджетной росписи сама, как получатель бюджетных средств. И получается, что требования:
– пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ «… налогоплательщики – получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений» и
– подпункта 3 пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ «…к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся…средства, предоставленные из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций…»,
не соблюдаются.
Если из взаимоотношений с Департаментом образования будут подразумевать, что НКО выполняет определенную программу (то есть можно будет признать, что Вы оказываете услугу, по расходам которой и отчитываетесь), скорее всего, возникнет еще и вопрос начисления НДС (исключение – образовательные лицензионные услуги).
Проводки:
При получении субсидии (на первое число каждого квартала):
ДЕБЕТ 76 субсчет «Департамент образования» КРЕДИТ 90
– 1 893 358,8 руб. – полученная субсидия включена в состав доходов;
При получении денег:
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76 субсчет «Департамент образования»
– 1 893 358,8 руб. – получена субсидия.
Из материалов аудиторских проверок ООО “Академия успешного бизнеса”